3.3.2. Создание символов вручную и их редактирование
Рассмотрим последовательность операций по созданию нового символа компонента или его редактирования.
-
Создание нового
символа.
Для создания нового символа переходят в режим редактирования
символов и выбирают команду
Part>New,
в результате на экране появляется
диалоговое окно для описания символа.
-
Description
—
текстовое описание символа (например, биполярный п-р-п транзистор, резистор
и т.п., к сожалению, только по-английски), которое просматривается при выборе
символов из библиотек и используется в средствах поиска компонента по ключевым
словам;
-
Part Name
— имя
компонента, под которым он занесен в библиотеку символов;
-
Alias List
— список
псевдонимов символа; при размещении символа на схеме можно равноправно указывать
как основное имя
(Part Name),
так и любой из псевдонимов
(Alias);
-
АКО Name
— имя
прототипа, т.е. компонента, графика которого, выводы и все атрибуты переносятся
для построения нового символа. При этом в текущем компоненте нужно отредактировать
атрибуты и можно добавить новые и изменить текстовое описание, графику изменить
нельзя — для этого нужно редактировать прототип. Символ компонента и его прототип
должны находиться в одной и той же библиотеке. Этот способ значительно сокращает
размер библиотек символов. Если у компонента имеется прототип, то в списке
компонентов в скобках указывается его имя, например КТ316А (АКО NPN-R);
-
Туре
— тип компонента,
принимающий значения:
-
component
—
стандартные компоненты или иерархические символы;
-
annotation
—
неэлектрические символы;
-
hier port
—
соединения между разными уровнями иерархии;
-
global port
—
глобальные узлы, соединяющиеся друг с другом на всех страницах схемы (например,
соединение с «землей»);
-
off page
—
соединители цепей на одной или разных страницах;
-
title block
—
угловой штамп чертежа;
-
border
— рамка
чертежа;
-
marker
— маркер
для вывода графиков;
-
viewpoint
—
отображение напряжения узла цепи в рабочей точке;
-
current probe
— отображение тока вывода в рабочей точке;
-
optimizer parameter
— задание значений оптимизируемых параметров;
-
stimulus
—
указание узла, к которому подключается источник сигналов, созданный с
помощью StmEd;
-
simulation control
— задание команд моделирования типа .IC, .NODESET;
-
No Connect
—
отсутствие соединений.
-
component
—
стандартные компоненты или иерархические символы;
Для ввода текстовых переменных курсором выбирается соответствующее поле редактирования и на клавиатуре набирается текст. При этом для внесения в список псевдонимов Alias еще одного имени нажимается кнопка Add. Работа в диалоговом окне завершается выбором ОК.
-
Графика символа.
Графика символа компонента создается по командам
Graphics
. По
окончании построения графики символа по команде
Graphics>Bbox
изменяют
размеры прямоугольника, стороны которого нарисованы пунктирной линией, чтобы
внутри контура прямоугольника находились все выводы компонента. Контур символа
вычерчивается по командам
Arc, Box,
Circle и Line.
Пояснительные
надписи (к ним не относятся имена выводов и позиционное обозначение) наносятся
по команде
Text.
-
Выводы компонента.
Выводы компонента изображаются по команде
Graphics>Pin
. На экране
появляются изображение вывода, помеченное крестиком, и линия вывода, которые
перемещаются вместе с курсором. Прежде чем нажатием левой кнопки зафиксировать
расположение вывода, можно «горячими» клавишами
Ctrl+F, Ctrl+R
и Ctrl+T
зеркально отобразить линию вывода
(Flip),
повернуть ее
на 90°
(Rotate)
и изменить тип вывода
(Pin Type).
Имеются
следующие типы выводов:
-
Normal
— сигнал;
-
Bubble
— сигнал
с инверсией;
-
Clock
— вход
тактовых импульсов;
-
Bubble Clock
—
инверсный вход тактовых импульсов;
-
ANSI Inverted Out
— выход в стандарте ANSI;
-
ANSI Inverted In
— вход в стандарте ANSI;
-
ANSI Inverted Clock
— инверсный вход тактовых импульсов в стандарте ANSI;
-
Zero Length
—
вывод нулевой длины;
-
Normal (long)
—
сигнал (длинный вывод);
-
Bubble (long)
—
сигнал с инверсией (длинный вывод);
-
Clock (long)
—
вход тактовых импульсов (длинный вывод);
-
Bubble Clock (long)
— инверсный вход тактовых импульсов (длинный вывод).
В заключение по команде Graphics>Origin курсором указывается положение начала координат на чертеже символа, которое отмечается квадратиком . К нему привязан курсор при размещении символа на схеме.
При выполнении команды Graphics>Pin выводы нумеруются как 1, 2 и т.д. в порядке их подключения к символу и им присваиваются имена pin1, pin2 и т.д. Изменения номеров и/или имен выводов производятся в меню команды Part>Pin List .
В списке имен выводов, помещенном в правом верхнем углу меню, выбирается имя редактируемого вывода, и оно переносится в окно Pin Name. После изменения имени вывода нужно включить/выключить опцию Display Name, чтобы это имя было видно/не видно на схеме. Одновременно редактируется тип вывода и его ориентация. На панели атрибутов вывода (Pin Attributes) изменяется номер вывода и указывается реакция модуля контроля ошибок электрической схемы (ERC), если на схеме к данному выводу не подключена ни одна цепь. В выпадающем списке If unconnected выбирается один из следующих вариантов:
-
Error
— выводится
сообщение об ошибке (список соединений не составляется);
-
RtoGND
— вывод
подключается к «земле» через резистор с большим сопротивлением;
-
UniqueNet
— создается
новое имя цепи (для контроля состояния цепи и подключения к этому выводу маркера
программы Probe).
-
Редактирование выводов
компонента.
После нанесения на чертеж всех выводов компонента и их атрибутов
может возникнуть необходимость их редактирования. Для задания типа вывода
его сначала необходимо выбрать (например, одинарным нажатием левой кнопки
мыши) и затем по команде
Edit>Pin Type
(Ctrl+T) назначить тип вывода
(одинарнре выполнение этой команды переключает тип вывода на одну позицию
в списке"типов). Тип вывода, а также все его остальные атрибуты вводятся
на панели диалога после двукратного нажатия левой кнопки при расположении
курсора на выбранном выводе (аналогично команде
Edit>Change).
В
нем редактируются следующие параметры:
-
Pin Name
— имя
вывода;
-
Туре
— тип графического
изображения вывода (т.е. указателя вывода);
-
Hidden
- признак
скрытого вывода, который не отображается на схеме (например, на схемах цифровых
устройств не принято изображать цепи подключения питания и «земли»,
для операционных усилителей не всегда указывают подключение цепей питания),
но необходим для моделирования (крестик слева от опции
Hidden
свидетельствует
о ее активизации);
-
Net — имя проводника,
к которому на схеме должен быть подключен скрытый вывод (на рис. 3.40 показано,
что скрытый вывод V+ подключения источника питания микросхемы на рис. 3.39
должен быть соединен с цепью, имеющей на схеме имя $G_+15V);
-
Display Name
—
вывод на чертеж схемы имен выводов;
-
Size, Orient, Hjust,
Vjust
— размер, ориентация, горизонтальная и вертикальная привязка имен
выводов;
-
Pin
— порядковый номер вывода;
-
ERC
— электрический тип вывода, используемый только при выполнении команды поиска
ошибок схемы
Electrical Rule Check,
принимающий значения:
-
don't care
—
не проверяется;
-
input
— вход;
-
output
— выход;
-
bidir
— двунаправленный
вывод;
-
highZ
— высокий
импеданс;
-
open collec
—
открытый коллектор;
-
open emitter
—
открытый эмиттер;
-
power --
подключение
источника питани.
-
don't care
—
не проверяется;
-
Редактирование атрибутов
и шаблона символа.
На заключительном этапе создания символа компонента
редактируют введенные ранее и дописывают новые атрибуты, задается его шаблон.
Это производится одним из двух способов.
2 способ. Курсор устанавливается на редактируемый атрибут компонента, и два раза щелкают левой кнопкой мыши. В результате управление передается в панель диалога для изменения этого атрибута . В связи с тем, что способ редактирования атрибутов в различных панелях диалога одинаков, обсудим работу в изображенной на панели с наиболее полной информацией. На ней имеются следующие поля:
-
Name
— задание
имени атрибута (если атрибут с введенным именем существует, то можно отредактировать
его значение);
-
Value
— значение
атрибута;
-
What to Display
(что выводить на экран):
-
-
Value only
—
только значение атрибута;
-
-
Name only
—
только имя атрибута;
-
-
Both name and
value
— имя и значение атрибута;
-
-
Both name and
value only if value define
— имя и значение атрибута, если его значение
определено;
-
-
None
— ничего;
-
-
Value only
—
только значение атрибута;
-
Display Characteristics
(спецификация параметров текста атрибута):
-
-
Layer
—
задание слоя, на котором размещается имя и/или значение атрибута (видимость
на экране информации, размещенной в разных слоях, устанавливается по,команде
Options>Set Display Level);
-
-
Orient
—
ориентация текста атрибута;
-
-
Hjust
—
привязка текста по горизонтали (левая, по центру, правая);
-
-
Vjust
—
привязка текста по вертикали (нижняя, по центру, верхняя);
-
-
Size
— масштаб
изображения текста в процентах;
-
-
Layer
—
задание слоя, на котором размещается имя и/или значение атрибута (видимость
на экране информации, размещенной в разных слоях, устанавливается по,команде
Options>Set Display Level);
-
Changeable in schematic
— разрешение изменять значение атрибута в режиме редактирования схем;
-
Keep relative orientation
— вращение атрибута вместе с символом.
-
Копирование символов.
По команде
Part>Copy
создается новый символ путем копирования
графической и текстовой информации одного из существующей. В диалоговом окне
этой команды сначала на строке
Existing Part Name
указывают имя существующего
компонента (его удобно выбрать из списка в окне
Part),
затем на строке
New
Part Name
вводится имя нового компонента. После нажатия кнопки
ОК
на экране появляется графическое изображение символа и по командам
Part>Attribute и Part>Definition
вводятся необходимые коррективы
в текстовую информацию (исправляется имя модели компонента, корректируется
при необходимости его описание и т.п.). При этом если копируемый компонент
имел прототип АКО, этот же прототип присваивается и новому компоненту.
-
Создание символов
с помощью программы Model Editor.
Отметим здесь способность программы
Model Editor создавать типовые графические символы компонентов, для которых
рассчитаны параметры математической модели (символ компонента помещается в
библиотеку символов, имеющую то же имя, что и библиотека математических моделей).
См. подробнее разд. 4.2.
-
Упаковочная информация.
Для обеспечения возможности создания печатных плат символы компонентов
необходимо сопроводить так называемой информацией об упаковке. Проиллюстрируем
это на примере цифровой ИС 1533ЛАЗ, содержащей 4 логических элемента (секции)
2И-НЕ. Сначала создается символ секции 2И-НЕ этого компонента
,
и вводятся
его атрибуты:
MODEL=1533LA3
REFDES=DD?
TEMPLATE=X A @REFDES %A %B %Y %PWR %GND ©MODEL PARAMS: n\
+ IO_LEVEL=@IO_LEVEL MNTYMXDLY=@MNTYMXDLY
IO_LEVEL=0
MNTYMXDLY=0
ipin(PWR)=$G_DPWR
ipin(GND)=$G_DGND
IMPL=
В состав одной секции входят только три вывода: входы А, В и выход Y. Выводы «питания» PWR и «земли» GND обычно не должны быть видимы на схеме (имеют признак «Hidden») и они относятся не к отдельной секции, а к компоненту в целом.
Информация об упаковке компонента вводится с помощью Мастера по команде Packaging>New в последовательности диалоговых окон . Сначала в окне Set Up Packaging указывают общие сведения:
-
Package Name
—
имя упаковочной информации;
-
Are there multiple
gates in this package? Yes/No
— наличие в корпусе компонента нескольких
одинаковых секций;
-
Are there swappable
pins? Yes/No
— наличие логически эквивалентных выводов, которые можно
переставлять между собой в целях упрощения трассировки проводников.
-
Number of Gates
— количество секций;
-
Number Pins per Gate
— количество выводов в одной секции;
-
Use letters or numbers
for Gate Names: Letters/Numbers
— обозначение секций буквами или цифрами;
-
Are there pins that
are shared between gates (e.g. power and ground pins)? Yes/No
— наличие
выводов, общих для всех секций (например, выводов питания и земли).
В окне Assign Shared Pins указывают имена и номера выводов, являющихся общими для компонента :
-
Shared Pin Name
—
имя вывода;
-
Number
— номер
вывода.
-
Shared
— признак
общего вывода (имена и номера этих выводов переносятся из предыдущего окна);
-
Pin Name
— логическое
имя вывода;
-
Numbers
— номера
выводов, принадлежащих разным секциям и имеющим одно и то же логическое имя
(разделяются запятыми).
-
Pin Names
—
общий список имен выводов секции компонента, в котором курсором выбираются
имена логически эквивалентных выводов и нажимают кнопку Assign;
-
Pin Swaps
— имена
логически эквивалентных выводов.
-
Библиотека символов
и библиотека компонентов.
Информация о символах компонентов заносится
в текстовые файлы библиотек, имеющих расширение имени .SLB. Графическая и
текстовая информация отдельных символов заносится в файлы с расширением имени
.SYM по команде
Part>Export
и могут быть включены в другие библиотеки
по команде
Part>Import.
Таблица
3.6. Фрагмент библиотеки компонентов и информация об упаковке одного компонента
Файл 1533.plb
|
Файл 1533 LAS.pkg
|
||
"version
8.0
|
*package 1533LA3
|
||
@index
|
@types 4
|
||
symloc 1533LA30
112
|
g 1 A,B,C,D
|
||
symloc 1533LA8
112 112
|
@pinout
|
||
symloc 1533TM5224
112
|
t S014
|
||
|
gl
|
||
symloc 1533IR15
23734 142
|
p A 1,4,9,12
|
||
*package 1533LA3
|
p В 2,5,10,13
|
||
©types 4
|
p ¥3,6,8,11
|
||
g 1 A.B.C.D
|
s PWR 14
|
||
@pinout
|
sGND 7
|
||
t SOU
|
|
||
gl
|
|
||
p A 1,4,9,12
|
|
||
p В 2,5.10,13
|
|
||
pY 3,6,8,11
|
|
||
s PWR 14
|
|
||
sGND 7
|
|
||
*package 1533LA8
|
|
||
@types 4
|
|
||
|