Деньги, банки, кредит


Предпосылки и значение появления денег


Деньги - экономическая категория, в которой проявляются и при участии которой строятся общественные отношения: деньги выступают в качестве самостоятельной формы меновой стоимости, средства обращения, платежа и накопления.

В современных условиях в повседневной жизни людей, в деятельности предприятий, государственных и других органов, в различных сферах экономической деятельности деньги используются при:

• определении цен и реализации товаров и услуг;

• определении себестоимости продукции и величины прибыли;

• оплате труда;

• составлении и исполнении бюджетов;

• осуществлении кредитных и расчетных операций;

• осуществлении операций с ценными бумагами;

• сбережении и накоплении в качестве средства;

• оценке объема ресурсов, участвующих в процессе производства (основные и оборотные фонды) и т.п.

Деньги возникают при определенных условиях осуществления производства и экономических отношений в обществе и способствуют дальнейшему их развитию. Под влиянием меняющихся условий развития экономических отношений изменяются и особенности функционирования денег.

К непосредственным предпосылкам появления денег относятся:

• переход от натурального хозяйства к производству товаров и обмену товарами;

• имущественное обособление производителей товаров - собственников изготовляемой продукции.

В первоначальный период существования человеческого общества господствовало натуральное хозяйство, в котором производилась продукция, предназначенная для собственного потребления. Постепенно в интересах увеличения производства, а в определенной мере под влиянием природных условий (например, таких как условия для развития животноводства, земледелия, рыбной ловли и т.д.) происходила специализация людей на изготовлении определенных видов продукции. При этом возросшее количество продукции оказалось возможным использовать не только для удовлетворения потребностей производителя, но и для обмена на другую продукцию, необходимую данному производителю. Такова важнейшая предпосылка возникновения обмена продукции.




Начало  Назад  Вперед



Книжный магазин