Деньги, банки, кредит


Функции денег, состав и особенности - часть 2


В случаях одинаковых цен на отдельные виды товаров преимущества имеют производители, у которых затраты на изготовление товаров ниже общественно необходимых. Напротив, у производителей, у которых затраты на изготовление товаров выше общественно необходимых, возникают потери вплоть до того, что они вынуждены сократить или прекратить производство таких товаров. В этом проявляется активность воздействия денег, благодаря применению которых стимулируется снижение издержек на изготовление товаров.

Вместе с тем когда речь идет об измерении величины стоимости товара, то имеется в виду ее выражение в ценах, которые характеризуют еще относительный уровень цены по сравнению с ценами других товаров.

Здесь нет ничего необычного, поскольку и в некоторых сферах человеческой деятельности применяется метод измерения в относительных величинах. Иными словами, цены товаров отражают не только абсолютную, но и относительную величину их стоимости, а также соотношения стоимости различных товаров.

Некоторые затруднения определения цены товара возникают в связи с переходом от применения денег, обладающих собственной стоимостью, к использованию денежных знаков, не разменных на золото. При применении полноценных денег имеются достаточные основания установления цены товара исходя из соотношения стоимости товара к стоимости денежной единицы.

К тому же при использовании полноценных денег обычно фиксируется золотое содержание (вес) денежной единицы, что позволяет применять такую величину в качестве масштаба цен.

Однако если в современных условиях вместо полноценных денег повсеместно используются денежные единицы, не обладающие собственной стоимостью, то установление цен существенно осложняется. Тем не менее и неполноценные деньги используются для установления цен. По этому вопросу пока еще не существует исчерпывающего, приемлемого объяснения. Так, определенное распространение получила точка зрения, согласно которой в процессе ценообразования может участвовать не реальное, а мыслимое золото; соответственно в процессе ценообразования нет необходимости использовать полноценные деньги.




Начало  Назад  Вперед